На главную
  • 1123.jpg
  • 2 (3).jpg
  • 1112.jpg
  • hello_html_m189e32b3.jpg
  • area.png
  • hotkovo.jpg
  • 2231.jpg

Гончарный промысел деревни Хлуднево

На границе Брянской и Калужской областей, там, где начинаются знаменитые брянские леса, стоит и живет своей особенной жизнью деревня Хлуднево. Высокий пригорок, дома в ряд, как по линейке. Необходимая для промысла глина — мягкая, пластичная -находилась за околицей, у речки Становушки. От того и повёлся здесь исстари гончарный промысел.

О времени возникновения его точных сведений нет. Многие исследователи сходятся на том, что промысел существовал уже в начале 19 века. Жителей Хлуднева по роду их деятельности в округе так и называли «хлудневские горшки». Испокон веков мужчины, как говорят хлудневцы, «тянули» здесь горшки, делали декоративную посуду — кувшины — «колеса», самовары, а женщины лепили погремушки («грематушки»), да свистульки: «соловьи», «сопелки», «гудухи», «солопелки»). 
Гончарным искусством в прежние времена занималась чуть ли не вся Бобровка — левый, как идти от железной дороги, край деревни.

Хлудневских гончаров знали далеко в округе. Куда только не выезжали они со своей посудой.По 40 подвод( а в каждую укладывали до 300 штук изделий) привозили хлудневские гончары на ярмарки в Киров, Людиново , Дятьково, Сухиничи, Брянск, на Смоленщину и все распродавали. В 30-егоды при своем колхозе они организовали гончарную артель. В 1960 годах по разным причинам многие гончары бросили свое занятие, и уже в 1970-егоды в деревне постоянно делали посуду только три мастера: Сергей Иванович Трифонов, его родной брат Иван Иванович Трифонов и Иван Петрович Бубнев.В 1995 г. умерли Сергей Иванович и Иван Иванович Трифоновы, а в 2001 году- Иван Петрович Бубнев. Производство гончарной посуды в Хлудневе прекратилось.

Сейчас трудно сказать, кто первым в деревне слепил из глины игрушку. То ли это была свистулька, или, как говорят местные жители «сопелка» в виде барашка, то ли петух с большим гребнем…Родители делали их сначала для своих чад. А потом стали возить по базарам и ярмаркам. Поначалу были игрушки не раскрашенными. Позже их стали расписывать мелом, сажей, синькой на молоке, отваром ольховой коры и даже настоем ржавого железа. Кисточками служили кусочки льняной кудели, соломинки и прутики, разможенные на конце. С появлением в деревне красок фигурки приобрели вполне товарный вид — теперь их легче было продавать на базаре. О хлудневской игрушке заговорили.

Свидетельства её признания — многочисленные дипломы и грамоты, которые получены в том числе и на ВДНХ, выданные мастерицам, бережно хранятся в открытом 9 июня в 2000 г. музее народных промыслов и ремесел при Думиничской центральной районной библиотеке.
С течением времени и в отделке, и в лепке игрушек происходили заметные изменения. Если раньше мастерицы делали «сопелки» да «грематушки», то затем стали лепить большие деревья ( Древо жизни), высоких барынь, крупных петухов, павлинов, рассаживать фигурки на скамейки, в повозки, лодки. Начали «белить» игрушку. Но по-прежнему все мастерицы лепят «свистки — лежачки», «сопелки на ножках», кукол- грематух, барынь, коников. Игрушка старейших хлудневских мастериц неповторима и индивидуальна не только в своих сюжетах, но и в манере лепки, раскраски.

Расцвет хлудневской игрушки, пришедшийся на 1970—1980 годы, к сожалению, сейчас уже позади. Ушло из жизни поколение наиболее талантливых хлудневских игрушечниц, таких как А.Ф.Гаврикова,Е.Д.Манушичева,К.А.Тасенкова,А.Ф.Трифонова., К.П.Трифонова, М.В. Самошенкова.

Замечательная мастерица Татьяна Борисовна Трифонова (1921г.р.) участница Всероссийской выставки «Гончары России -2000, 2003 гг.» (г.Тверь),областных конкурсов «100+1 лучших товаров» Калужской области.—2003,2004гг. и Городничева Татьяна Дмитриевна — участница Всероссийской выставки «Гончары России — 2000" сейчас промыслом не занимаются по состоянию здоровья. Но потомки талантливых мастеров из рода Бубневых и Трифоновых, а также такие патриоты земли думиничской как семья Заборских, стараются продолжить традиции своих предков.

Что же представляет собой промысел сегодня? Сейчас в деревне постоянно живёт и работает Бубнева Татьяна Ивановна (1932г.р.) — Народный мастер России, потомственный мастер хлудневской глиняной игрушки. Т.И. Бубнева- неоднократный участник областных и всесоюзных выставок народного творчества, конкурсов: «Филантроп» 2003, 2005 гг.,» Гончары России- 2000, 2003 гг.«(г. Тверь) и др.. Начала лепить игрушку ее дочь — Рощина Татьяна. Бубнева Т.И. надеется, что дочь продолжит семейный промысел. В 2003 году Рощина Т.И. получила свой первый диплом за участие во Всероссийской выставке «Гончары России -2003».

Работу по восстановлению семейного гончарного и игрушечного промысла ведет и Виктор Иванович Трифонов (1956 г.р., г. Калуга), родом из семьи замечательного гончара И.И.Трифонова, и выдающейся игрушечницы К.П. Трифоновой. Виктор Иванович вместе с дочерью Татьяной воссоздает гончарные формы и виды изделий, характерные для рода Трифоновых.

Ахалова(Трифонова) Инна Алексеевна — внучка Народного мастера России, потомственного мастера хлудневской глиняной игрушки Аграфены Федоровны Трифоновой, занимается лепкой с 2001 года. Ахалова И.А. — участница выставки» Гончары России -2003«. Инна Алексеевна гордится тем, что является продолжательницей семейного хлудневского промысла. С 2001 года по договору о творческом сотрудничестве между Народным мастером России Бубневой Т.И., мастерицами Трифоновой Т.Б. и Городничевой Т.Д. официально представляет хлудневскую игрушку мастер из п. Думиничи Заборских А.Г. Он также ведёт кружок лепки глиняной игрушки в Думиничском детском доме. Свою любовь к промыслу, умение и навыки лепки он передал всей семье: жене Татьяне, сыну Алексею, дочери Евгении. География конкурсов, участниками которых является семья Заборских, довольна обширна. Это областные выставки -конкурсы и фестивали »Мастера глубинки«за 2002 г.; «100 +1 лучших товаров» Калужской области за 2003, 2004 гг.; «Лучший калужский сувенир» 2003 — 2005 гг.; «Семья года — 2007» в номинации «Творческая семья ( 2 место); ȞРодное, близкое, свое…Ȝ, за 2007—2008 гг. Всероссийские выставки и фестивали: » Гончары России 2000, 2003, 2006 гг.» в Туле и Вологде; «Поляна» в г. Одоеве Тульской области за 2004, 2006 гг.; 6-й региональный фестиваль гончарного искусства «Город гончаров» за 2005 г., в г. Богородске Нижегородской области. Международные выставки и фестивали: 2-й и 3-й Международный фестиваль гончаров в г. Скопине за 2004, 2007 гг.; международная выставка глиняной игрушки «Венеция в России» за 2006 г. 

Итогом огромного вклада в продолжение традиций хлудневского гончарного промысла явилось присуждение А. Заборских в феврале 2007 г. звания Народного мастера России.

Сегодня промысел продолжает жить. Его пропаганда осуществляется на массовых праздниках, на краеведческих уроках для учащихся школ и посредством участия изделий мастеров в выставках разного уровня.

Народное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно живёт вместе с народом, уходя своими корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. Идёт время, сменяются исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда есть стимулы делать радостным труд, дополнять свою нелёгкую жизнь красотой.